Партнеры

Понимание и сохранение БКР в Кыргызстане

Понимание и сохранение БКР в Кыргызстане

Профессор Эмиль Шукуров

Традиционные народы жили на основе традиций и табу, которые не объясняются, но выполняются. Система запретов, предписаний, предпочтений, осуждений – все это выстраивалось не на основе знаний, а на основе культуры. Культура предпочтений оформлялась в мифы, сказки, притчи, различные формы устного творчества. Все формы культуры организовывали человеческое восприятие и человеческое поведение.

У кыргызов можно видеть, что вся культура, язык, обычаи, традиции – все привязано к определенной среде, к кочевому образу жизни, к жизни в среде, где главным видом хозяйственной деятельности является скот и кочевое скотоводство. Главной задачей при этом, осознанно или неосознанно, было неистощительное использование пастбищ. В эту культуру, традиции были вмонтированы очень многие предписания и ограничения, связанные с взаимодействием с биологической средой. Поэтому биологическое разнообразие нашло свое адекватное отражение в кочевой культуре, и кочевая культура тоже была адекватна разнообразию, в которую был включен кочевой народ.

Когда практически все кочевые народы стали переходить и перешли к оседлому образу жизни, когда под влиянием глобализации они стали терять свои традиции и культуру, остро встала проблема исчезновения биокультурного разнообразия. Это грозит не только существованию самих традиционных народов, но и существованию человечества в целом, потому что западная или китайская цивилизация, при всем своем могуществе, это всего лишь один из способов восприятия мира. Должно существовать огромное количество способов восприятия мира, чтобы вместе, во всей совокупности человечество соответствовало этому миру. Это слишком сложный мир, чтобы каким-то одним способом или одним языком постичь мир и соответствовать ему.  

Традиционное знание не может быть заменено законами, т.к. законы больше преследуют политические и экономические цели. Говорить о возрождении традиций и традиционной культуры бесполезно и бессмысленно, если мы не будем восстанавливать механизмы, те социальные структуры, которые позволяли нормально функционировать традиционным знаниям и способам их трансляции и передачи.  

Культура сегодня – синоним развлечения. А жизнь заменяется потреблением, нам навязывается культ потребления и сверх-потребления. Современный мир направляется политиками с узким горизонтом. Обычно средний горизонт у политика – 5 лет. У экономики такой же примерно срок. Поэтому надо прилагать усилия, чтобы хоть какая-то часть людей пришла в себя и поняла, что тот мир, который строит современная экономика, политика, жульническая финансовая система не соответствует ни самому человеку, ни той природной среде, в которой он находится. Нужно что-то делать. 

Один из путей – возрождение традиций, но не такое, при котором, как некоторые понимают, надо надеть ак калпак, есть беш-бармак и взять в руки камчу. Это не возрождение, а чистая показуха. Надо возрождать дух соответствия своему человеческому назначению, той природной среде, в которой ты находишься. Здесь надо работать именно через культуру, а мы пытаемся работать только через знания, это неправильно и недостаточно. 

Гульнара Айтпаева, Директор Культурно-исследовательского центра «Айгине» 

В сохранении биокультурного разнообразия роль традиционных знаний ключевая, потому что традиционные знания выросли из биокультурного разнообразия, они укоренены в нем и питаются этим разнообразием, они работают на сохранение биокультурного разнообразия. Полагать, что традиционные знания – это единственный механизм спасения нашего мира, конечно, большая иллюзия. Но это один из действенных способов, который нужно правильно развивать и использовать.

 

Гульнара Ботоканова, координатор проектов Центра биокультурного разнообразия при КНАУ

Когда мы говорим о вопросах сохранения БКР, мы поднимаем вопрос о сохранении естественной природы, а также и искусственной, которую создал человек – той природы, которая создана им в результате длительного взаимодействия и трудовой деятельности. Процессы глобализации, вестернизации нашего общества подтолкнули нас заняться поиском ответов на разные вопросы в истоках нашей культуры, потому что наши предки, несмотря на то, что не было науки как таковой, интуитивно понимали, что надо сохранять природу. С одной стороны, глобализация нивелирует, унифицирует разнообразные культуры, в результате чего появляется новый человек – космополит, которому неинтересно, откуда он родом, где его земля, это человек, отчужденный от земли, природы, традиционной культуры, традиционных знаний предков. Для кого-то это положительная сторона, для других – негативная. Поэтому глобализация вынуждает многие народы к стремлению сохранить свою культуру, свои традиционные знания, и многие народы пытаются найти выход из сложного положения в истоках своего культурного бытия.

Анара Шералиева, координатор по работе со студентами

Были мнения, что кыргызы кочевали в горах и не создали никакой культуры, стали культурными только с приходом русских и т.д. Но собирая традиционные знания в разных регионах Кыргызстана, у меня появилась особая гордость и волнение, когда я увидела, насколько глубоко культурными были кыргызы. Это можно видеть, например, по сложившейся культуре воспитания, когда младших воспитывали поучительными косвенными выражениями. Мы поняли, что эпос «Манас» в народе воспринимают не только как литературное произведение, а как саму жизнь кочевого народа, его историю, а Манаса почитают своим предком. В произведении написано о взаимосвязях человека с природой, например, о том, что, глядя на звезды можно определить, каким будет месяц, с осадками или без осадков. Для кочевого образа жизни знания, связанные с природными явлениями, были жизненно необходимы. По звездам даже определяли, когда лучше женить детей, в какие дни браки будут неудачны. Это делалось для того, чтобы молодые жили счастливо, оберегали своих детей от различного характера преград, которые испытали на своем опыте.

Шаарбек Аманкул, Директор общественного фонда «Б-Арт»

Все, что накопило человечество в предыдущих поколениях, обязательно нужно передавать молодым поколениям и сохранять все эти знания. Роль традиционных знаний высока особенно тогда, когда все уничтожается. Многие люди думают, что политика, экономика, техника, технологии или наука спасут биокультурное многообразие. Но я думаю, что его спасут традиционные знания и культура. Если мы не сохраним это, мы будем есть одну и ту же пищу, например, ту, что едят на Западе в виде фаст-фуда, смотреть одни и те же фильмы, наше следующее поколение будет выхолощено и превратится в подобие роботов, мир вокруг станет таким, как показывают иногда в наигранных фильмах, где человек живет в рафинированном мире.

Акылбек Касымов, Руководитель ОФ «Био-Мурас»

Кыргызы всегда жили в гармонии с природой, имеют богатейшую культуру и традиции, где показаны гармоничные отношения, а не потребительские. Когда человек получал от природы, он, наоборот, вдвойне, втройне отдавал природе, нашей матушке Земле. Кыргызская пословица говорит: «Если срубил одно дерево, посади десять деревьев». Это было направлено на то, чтобы наша земля сохранялась, улучшалась после использования, и чтобы природное, биологическое и культурное наследие передавалось следующему поколению.

Наши исследования показали, что многие люди меняют стародавние местные сорта на новые, привезенные извне, которые приносят больше дохода. Старожилы, хранители традиционных знаний отмечают, что при суровых климатических условиях, когда жаркое лето и холодная зима, в условиях изменения климата местные сорта абрикосов, местные плодовые культуры показывают большую устойчивость. Мы должны делать акцент на то, чтобы люди поняли значимость, ценность местных сортов. Почему местные сорта устойчивые? Это связанно с традицией возделывания, и для того чтобы сохранить природу, готовить людей к изменившимся климатическим условиям, к кризисным ситуациям, значение местных сортов абрикоса очень высокое. Они дают урожай ежегодно, устойчивы к болезням, и мы хотим возрождать, сохранять эти традиционные знания и передавать их будущему поколению.

Сегодня есть угроза исчезновения этих традиционных знаний. Это связанно с социально-экономическими условиями. Миграция, безработица, трудоспособная молодежь мигрирует внутри и за пределы страны. Богатейшее культурное многообразие теряется между поколениями. Поэтому мы работаем со школьниками, молодежью, чтобы они участвовали вместе с хранителями традиционных знаний в возделывании, сушке абрикосов. Некоторые знания не написаны нигде, они передаются из уст в уста, сохранены в словах местных жителей.

Другое направление нашей деятельности связано с движением Slow Food. Философия и миссия организации Slow Food направлена против Fast Food, она отстаивает права людей на чистую, честную, полезную продукцию от начала выращивания, переработки до ее потребления. Чистый продукт означает взаимоотношение между человеком и землей, наша земля нас кормит, и мы должны строить чистые гармоничные отношения с землей. Честный продукт означает, что покупатель и потребитель должны честно оценить труд производителя, чтоб он получал тот доход, который честно заработал. Полезный продукт должен быть органическим, питательным, вкусным.

Жаклин Рипар, Директор общественного фонда «Кыргыз Аты»

В кыргызской культуре уже более 6 тыс. лет назад кыргызы начали использовать лошадей в работе, для игр, церемоний и охоты. Лошади были их ногами, их крыльями, как любят говорить кыргызы. Здесь были выведены породы лошадей, приспособленные к горам. Со своим скотом люди передвигались с места на место, обеспечивая кормом животных, передвигались туда, где трава была лучше в зависимости от сезона. Сегодня уже нет этой традиционной организации для поддержания здоровья лошадей в горных условиях. Однако, все эти знания очень важны и сегодня. Сегодня важно знать, как было раньше, чтобы содержать стада в хорошем состоянии, важно сохранять генетическую природу кыргызской лошади, которая уникальна. Мы должны совмещать новые знания со старыми, чтобы продолжить наш путь эволюции в природе.

Кыргызская лошадь создана для высокогорья, они могут скакать без проблем на высоте 4000 метров над уровнем океана, потому что они адаптированы, их тела коротки, они очень сильны для горной местности, где они могут выжить в суровых условиях. Мы должны сохранить генетику этих лошадей.

Шапаков Кенеш, Координатор проектов, Фонд Развития Села

Человек в процессе своего развития соприкасается с природой, удовлетворяя свои жизненные потребности. Мы развивались в различных экологических системах. Как биологический вид, как человек, мы развивались в особых условиях, потому что человеческое развитие по сравнению с остальными биологическими видами отличалось разумом, психологическим и умственным развитием. Приспосабливаясь под природу и выживая, люди выискивали от природы, от ландшафта нужные им продукты. И если люди сталкивались в природе с теми или иными природными явлениями, они выбирали самые лучшие и необходимые схемы. Если какие-то схемы в жизни повторялись, они оставались в памяти как установки. Эти установки передавались из поколения в поколение, особенно, если это было необходимо для выживания и существования. Эти установки были различного характера, они накапливались как жизненный опыт, передаваясь из поколения в поколение. Может быть, новые поколения не принимали все знания, возможно, часть этих знаний в силу того, что общество развивалось, была уже не нужна, некоторые знания частично забывались. Но в целом, традиционные знания – это те знания, на которых стоит человечество, это гигант, на плечах которого мы, люди, человеческое общество развивается. 

Если бы традиционные знания не передавались, возможно, человечество развивалось бы по законам дарвинизма, как обычный биологический вид. Но у нас есть сознание, то, что природа нам дает, мы воспринимаем через сознание, воспринимаем опосредованно, перерабатываем, накапливаем как опыт, и как эстафетную палочку, взяв от своих предыдущих поколений, мы можем передавать будущему поколению. Эта эстафетная палочка и есть традиционные знания. Поведенческие и организационные, они есть во всех сферах, мы поем, играем, едим, одеваемся – во всем, что мы делаем, есть свои знания. Этот вопрос мы считаем краеугольным камнем развития.

Кулуйпа Акматова, координатор проекта Фонда Развития Села (РДФ)

Биокультурное разнообразие – это живая ткань жизни страны, которую надо сохранить. Сохранение должно стать этическим принципом и выбором нации. Природные ресурсы, ландшафты, наше окружение – от этого зависит экономическая и социальная жизнь страны, из этого вытекает неотъемлемая часть – культурное разнообразие, но истоки – в «био», к которому присовокуплено «культурное». Это не только модный термин, это сама ценность сохранения жизни на земле. Если мы не сохраним биокультурное разнообразие, не сможем жить дальше, если будут стираться границы мозаики – калейдоскопа человеческих культур планеты, мы превратимся в простых потребителей биоразнообразия, из которого мы вышли.

Самое лучшее, что передали нам наши предки – это культура. Традиции – это коммуникационные площадки, некие мостики, которые позволяли выживать нашим предкам. Сама жизнь на планете показала, что сохранить эту землю и человечество поможет наше общение с природой, наш язык с ней. Язык этого общения нам передали наши предки. Многое было утеряно в связи с приходом в нашу жизнь религии, взглядов советского времени, но народ продолжает быть той кладезю, источником, еще многое осталось, хотя этот источник иссякает.

Мы ориентируемся на свои традиционные знания, а не на модели, привнесенные откуда-то, которые не приживаются. Мы не отрицаем современную интеграцию, не хотим, чтобы наша молодежь была изолированной и пользовалась только традиционными знаниями. Мы ищем местные решение для местного развития.

 

Айдай Асангулова, Директор общественного фонда «Мин Кыял»

Биокультурное многообразие подчеркивает, что люди живут на земле, и у каждого народа выработалась своя культура, свои традиционные знания. А в целом – это гармония культуры с природой. Человек должен взять от природы не больше, чем требуется, и сохранять ее чистоту, ее первозданный вид, жить в гармонии с природой. Наши предки жили очень тесно с природой, потому что вся их жизнь была связана с природой: они одевались от природы, в своей кочевой жизни брали только то, что нужно. Например, одежда была из шерсти и льна, едой не злоупотребляли. На этом основании сложилась определенная философия.

 

Индира Раимбердиева, ОФ «Миротворческий центр»

Под «биокультурным многообразием» мы понимаем наличие в нашей жизни уникальных природных и культурных явлений в действии и гар­монии с окружающей средой. Биокультурное многообразие на планете Земля сегодня является залогом сохранения уникальных и естественных форм жизни, это залог сохранения и возможности использовать на практике эффек­тивные способы выживания и развития человека и общества в различных условиях. А мир сегодня находится в непростом положении и ставит перед человеком новые требования для самосохранения и дальнейшей эволюции. Сохранение и поддержание биокультур­ного разнообразия, конечно же, в современном обществе тесно связано с возрождением традиционных знаний и культуры. В на­шем древнем культурном наследии кроется множество ресурсов для нашего развития.

 

Эльмира Кочумкулова, Университет Центральной Азии

Биокультурное многообразие – это наша окружающая среда и культура, в которой мы живем. Исследуя наши кыргызские обычаи, традиционные знания, наследие кочевой культуры, можно увидеть, как, исторически и традиционно кочующие в горах номады, жили в гармонии с природой, понимая, что зависимы от нее, уважали ее, видели тесную связь с ней, понимали, что без природных ресурсов они не смогли бы выживать в такой среде. С годами накопились традиционные знания о биологическом разнообразии, как им пользоваться, сохранять, и уважать. Эти знания передавались устно из поколения в поколение. Как видим, у нас было понимание биокультурного многообразия раньше, просто этот термин сегодня пришел к нам с Запада и кажется новым понятием, но на самом деле такое понятие у нас уже было.

© 2019 Партнерская сеть Табият Таалими