Партнеры

Кто такие хранители и носители биокультурного разнообразия?

Кто такие хранители и носители биокультурного разнообразия?

Хранители могут быть разными, так же, как разнообразны все формы выражения БКР. Под «хранителями» понимаются люди и организации, внутренне убежденные в том, что важно заботиться, сохранять и передавать будущим поколениям все, что охватывает понятие БКР.

Это могут быть люди, которые несут ответственность по отношению к чему-то, что представляет ценность для его народа. Это может быть песня, мелодия, музыкальный инструмент, священное место, способ животноводства, способ выращивания местной культуры, способ изготовления жилища, приготовления пищи, использования лечебных трав и многое другое. Часто хранители не сами выбирают эту миссию, а рождены сохранять то, что важно для них, их рода или племени.

 

Хранители обладают особыми знаниями, которые исходят из сердца, ума и рук. Они обладают знаниями, соединенными с практикой, знают, почему эти знания важны, получают эти знания и навыки не из книг, а от своих отцов, дедов или народных учителей. Они занимаются этим всю жизнь, непрерывно, имеют влияние на свои сообщества и ландшафты.

Хранители являются знатоками своих ландшафтов, их знания целостны. Например, как хранители понимают воду как она движется, распределяясь между полями, болотистыми местами, людьми и животными, ее физическое значение в виде каналов, ее ритуальное и культурное значение, обеспечение справедливого распределения воды между пользователями, планирование с учетом будущих дождей.

Таким образом, память и идентичность впитываются в землю и воду, биоразнообразие формируется и включается в характерные направления человеческой деятельности. Сегодня природоохранные подходы в разных частях света начали включать использование подходов, которые на протяжении длительного времени проникали в мышление коренных народов и формировали местные системы управления ресурсами. Знанием таких подходов обладают местные хранители. Хранители могут быть простыми людьми или могут быть почитаемыми местными жителями. Некоторые могут быть отвергнутыми современным обществом, а другие могут быть генераторами новых идей. Хранителей нельзя создавать, их надо находить из числа тех, кто влияет на живое разнообразие мира.

Пример:

Бабушка, которая выращивает и сохраняет различные сорта бобов. Эти бобы имеют уникальные генетические свойства, которые можно хранить как генофонд, однако без ее знаний о том, как готовить из них пищу, или к каким болезням они устойчивы, что-то очень глубинно важное может быть безвозвратно утеряно. Даже, если все знания по семенам бобов, будут собраны и записаны, все равно останется еще нечто большее – например, умения и врожденная интуиция рук бабушки, которые способны отличать живое семя от мертвого или ее способности научить растение виться по решетке. И даже если эти навыки можно передать через тренинги, остаются знания и истории о значении различных видов бобов, их месте в формировании идентичности сообщества, или чувства бабушки, когда она смотрит на внуков с аппетитом жующих эти бобы.

© 2019 Партнерская сеть Табият Таалими