афротурист
  • agahan.png
  • aigine.png
  • ArtEast.png
  • artint.png
  • bart.png
  • bilimkana_stile11.png
  • biomuras.png
  • caam.png
  • CampAlatoo.png
  • CANAC.png
  • cbr.png
  • cmi.png
  • isur.png
  • kloop.png
  • kyrgyzate.png
  • lesikyug.png
  • mc.png
  • MinKiyal.jpg
  • murasbashaty.png
  • newmedia.png
  • pdc_logo.png
  • rdf.png
  • salbuurun.png
  • uca.png
  • ustat_logo.png
Июль 2017
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Культур-мультур

28443-cf227-4321591-m750x740Как-то по телевизору показывали почтенных аксакалов из творческой интеллигенции, которые рассуждали на тему, что кыргызское и что не кыргызское, что следует оставить и от чего следует избавиться. И сошлись в общем на том, что юрта, лошадь и камча – это кыргызское, а всякая там опера-мопера, балет-малет и прочий чужой культур-мультур, которого не было раньше у кочевого народа – это не кыргызское и от этого можно и нужно избавляться.
Вспомнился мне визит в Иран, где после исламской революции успешно искоренили западный культур-мультур. И в Тегеране стоял театр оперы и балета без опер и без балетов. Дальше – больше. Женщинам запрещено публично петь и показывать более середины лица. Запрет на высшее образование для них обернулся проблемой.

Ведь посторонний мужчина не имеет права видеть у посторонней женщины ничего, кроме того, что можно показать на улице. А врачей-иранок не осталось. И женщины, даже из обеспеченных семей, остались без квалифицированного лечения. Они ведь и за рубеж не имеют права ехать без мужчины. И вообще, зачем какие-то права для женщин? Не по-ирански это. Нарушивших «священные» ограничения можно и нужно побивать камнями. За посягательство на «священные» обычаи и национальную культуру. Конечно, культурное оскопление на руку религиозным политикам, захватившим власть. Любое упрощение, ослабление культуры и ограничение прав упрощает политикам задачу удерживать власть, искоренять свободы и манипулировать населением. Мы уже начали двигаться в эту сторону. Политика, как и реклама, обращается не к интеллекту и духовности, а к примитивным чувствам. И самое отвратительное, когда религия вырождается в политику и фобию к высокой культуре, когда она начинает насаждать и эксплуатировать невежество и ненавистничество. Нам туда надо??
Кыргызская культура, деятели культуры, как никогда, нуждаются в поддержке государства и общества, но пытаться достигнуть возрождение на пути самоизоляции – самоубийственно, ибо культура – это язык народа, при помощи которого он общается с другими этносами, обогащаясь их достижениями и оставаясь самим собою. И проблемы кыргызской культуры и невостребованность интеллектуальной элиты в наши дни порождены не «происками» «чужих» культур, а невниманием государства и культурной неразвитостью общества. Вот что нужно менять!
В ходе реформы управления, которую проводил перед своим свержением бывший президент К.Бакиев, он ухитрился ликвидировать национальный комитет ЮНЕСКО, международной организации, занимающейся развитием в мире культуры, науки и образования. (Говорят, Бакиев поинтересовался у своего помощника: «А что такое ЮНЕСКО-мунеско? И услышал в ответ: «А кто его знает?». «Тогда вычеркиваем!»). Только после реакции международной организации, в которой с Кыргызстан является членом (о чем не ведал К.Бакиев со своими подручными), комитет был восстановлен, но уже не при Правительстве КР, а понижен в ранге и сделан подразделением Министерства иностранных дел. Действия, достойные дикарей. Что ж, теперь никто и ничто не помешает аксакалам из телевидения продолжать бакиевское дело по искоренению всех «чуждых» культур. Если, конечно, государство, наконец, по-настоящему не займется культурой.
Между прочим, именно ЮНЕСКО объявило Всемирный год Манаса и провела масштабный юбилей эпоса, поддерживала мероприятия по возрождению творчества акынов и сказителей, по включению объектов, находящихся на территории нашей страны во Всемирный список памятников культурного и природного наследия. И включение это в любой нормальной стране является национальным приоритетом, заботой властей. Но только не у нас, не в нашем государстве, где у властей приоритеты были очень далеки от культуры. (Кстати, потоки напыщенных словес о национальной гордости и национальном возрождении фактически никак не поддерживались реальными действиями. Власти даже не сделали никаких реальных выводов для себя из того факта, что эпос «Манас» был включен в список культурного наследия от Китая (?!). Не стал этот факт и стимулом мобилизации творческой интеллигенции, по-прежнему ориентированной на «милости» от государства). Ни правительство, ни министерство культуры, ни администрация президента, ни Агентство по охране окружающей среды ничего не желали делать для поддержки процесса включения наших объектов во Всемирный список. Мы не только ничего не хотим знать о других странах и культурах, но и сами все делаем так, чтобы о нас никто ничего хорошего не знал. Хочется надеяться, что ситуация изменится к лучшему, но ведь новые власти могут сослаться на то, что народ этого не хочет. И будут во многом правы. За двадцать лет блужданий под водительством лукавых лидеров народ много потерял и мало приобрел в области культуры. Национал-патриотизм трансформирует гордость за свою чудесную страну в глупый, ущербный и опасный подростковый выпендреж. «Мы лучше всех! А тех, кто этого не признает, изгоним или заставим признать!». Подростковость – от скудости опыта, знаний и ответственности при неудовлетворенных амбициях. Опасность заключается в ее все большем и большем распространении в среде, потерявшей культурные ориентиры. Ущербность – в плохо скрываемом стремлении устроиться за чужой счет. Народ, теряющий свою культуру и теряющий связи с другими культурами, в конечном счете, теряет все. Ибо только высокая культура делает человека человеком и определяет истинную сущность народа.
Можно ли считать высококультурными представителей власти, исключающих для себя деликатное поведение, упивающихся нарушением правил приличия и пристойности, уверенных в своей вседозволенности. «Успешность» именно такой властной элиты подспудно прививает народу убеждение об ущербности культурных людей. Приличия – удел зависимых. Обман, воровство, вымогательство, ложь, пренебрежение приличиями, третирование зависимых и менее успешных при полном бескультурье – верный путь к «успеху». Дорвавшийся до власти может (имеет право!) ездить круглые сутки с включенными на всю мощь сиренами. Он многое может себе позволить, что приличному человеку и в голову не придет. (Это все было в полной мере характерно для прежних властей. К сожалению, мягко говоря, не изжито и сейчас. Значит, «воспитание» народа продолжается). Исследовательница диких шимпанзе Лавик-Гудолл описала случай, как один замухрышка молодой шимпанзе добился доминирования в группе после того как нашел пустую канистру и стал поднимать неимоверный шум. Мы что, возвращаемся к дочеловеческому состоянию?

Самые читаемые

Спецвыпуск июль 2011

Информационный бюллетень Филиала Фонда Кристенсена в Центральной Азии Бюлл

08-09-2016
Выпуск № 8-72, Спецвыпуск сентябрь 2016

Информационный бюллетень Филиала Фонда Кристенсена в Центральной Азии TCF_

07-09-2016
Выпуск № 6, Август 2011

Информационный бюллетень Филиала Фонда Кристенсена в Центральной Азии News

08-09-2016
Выпуск № 13-77, Октябрь 2016

Информационный бюллетень Филиала Фонда Кристенсена в Центральной Азии TCF_

23-11-2016
Выпуск № 6-70, Спецвыпуск июль 2016

Информационный бюллетень Филиала Фонда Кристенсена в Центральной Азии TCF_

07-09-2016
sadiogorod.net