Международный индекс счастья

Карта мира, отражающая показатель международного индекса счастья. Самые «счастливые» обозначены светло-зеленым, наименее «счастливые» — коричневым. Данные 2006 года

Международный индекс счастья (Happy Planet Index) — представляет собой индекс, отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира, который был предложен New Economics Foundation (NEF) в июле 2006 года. Главная задача индекса отразить «реальное» благосостояние наций. Для сравнения уровня жизни в разных странах используются значения ВВП на душу населения или ИРЧП, но эти индексы не всегда могут отразить реальное положение вещей. В частности сравнение значения ВВП считается неуместным, поскольку конечная цель большинства людей не быть богатыми, а быть счастливыми и здоровыми.
https://ru.wikipedia.org/

Расчёт индекса
Международный индекс счастья основывается на общих утилитарных принципах, что большинство людей хотят прожить долгую и полноценную жизнь, а страны стремятся сделать всё возможное для достижения максимального благополучия своих граждан, разумно используя имеющиеся ресурсы, не нанося ущерб окружающей среде. Для расчёта индекса используются три показателя: субъективная удовлетворенность жизнью людьми, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след». Впервые МИС был рассчитан в 2006 году, в него вошли 178 стран. Во второй раз расчёт производился в 2009 году, в него вошли 143 страны. По итогам 2009 года, самыми «счастливыми» странами, оказались: Коста-Рика, Доминиканская республика и Ямайка. Самыми «несчастливыми»: Зимбабве, Танзания и Ботсвана.
http://www.happyplanetindex.org/

http://www.happyplanetindex.org/data/
отчет по индексу за 2012 г. от HPI, где мы можем найти Кыргызстан на 38 месте из 151 стран с HPI 49,1. Ожидаемая продолжительность жизни 67,7; ожидаемое благополучие 5,0; экологический след 1,3

Индекс ЖЫргализма в Кыргызстане по регионам
http://www.jyrgalizm.kg/drevo-zhy/indikatory-zhy/item/801-indeks-zhyrgalizma-v-kyrgyzstane-po-regionam


<

Статьи

Единственное в мире государство, в котором существует Министерство Счастья

Бутан — единственное в мире государство, чьей официальной религией, «духовным наследием» провозглашен тантрический буддизм. Поэтому своей главной целью правительство объявляет стремление к счастью каждого своего гражданина; это закреплено в статье 9 Конституции. 24 августа 2008г. создана государственная «Комиссия по всеобщему народному счастью» (Gross National Happiness Commission) во главе с премьером.
(www.grossnationalhappiness.com)

Вопрос «счастливы ли Вы?» задается во время переписей населения. В ходе последней переписи 2005 года 45.2% населения ответило на этот вопрос «очень счастлив», 51.6% «счастливы», и только 3.3% «не очень счастливы». Что любопытно, общепринятое понятие валового внутреннего продукта заменено в Бутане более уместным индикатором — «валовым национальным счастьем». Это единственное в мире государство, в котором существует Министерство Счастья, таким образом, счастье поставлено во главу угла национальной политики. www.gnhc.gov.bt

Это поистине удивительная страна без голода и преступности, где люди живут в радости, не зная войн и нищеты. Сами бутанцы, коих в отличие от остальных стран региона довольно немного, открыты, гостеприимны, совершенно не испорчены современным миром и бережно хранят свою уникальную культуру. Животных здесь убивать запрещено, а потому почти все вегетарианцы. Здесь запрещен ввоз химических удобрений, и все что произрастает на этой земле, само по себе является экологически чистым. Еще интересной особенностью этого государства можно считать то, что леса в Бутане не вырубаются, а наоборот высаживаются. Мало сказать, что это страна буддизма, это страна чистоты и просветления. Страна до сих пор крайне мало изучена, а огромные территории на юге и в центральной части совершенно не освоены людьми и представляют собой огромные заповедники с удивительным животным и растительным миром. Всё это Бутан сохранил по очень простым причинам — запрещена охота и практически не ведётся вырубка лесов. Королевство полностью обеспечивает себя продуктами питания и одеждой. При этом практически всё население ходит в национальной одежде — кхо.
Валовое Национальное Счастье (ВНС) — холистическая мера качества жизни, которая включает моральные и психологические ценности, в отличие от Валового Национального Продукта (ВНП). Термин произошёл от английского Gross National Happiness, как противопоставление Gross National Product. www.ru.wikipedia.org

Политолог И.Раимбердиева: Кыргызстан может стать счастливой страной

www.stanradar.com

Индира Раимбердиева, политолог-конфликтолог, эксперт по традиционной культуре кыргызов, руководитель фонда «Кыргыз Озогу». Она считает, что Кыргызстан может стать счастливой страной, если последует опыту Бутана.

- Расскажите про Бутан. Как вы там оказались?
- В Бутан я поехала на конференцию по органическому сельскому хозяйству в горных системах. Туда я попала при поддержке фонда Кристенсен и сопровождала Айдаралиева Искендера Рыскулбековича, президента Федерации органического движения. Но поездка в Бутан вышла далеко за рамки сельского хозяйства. Во-первых, я осуществила свою мечту — поехала в страну, которая известна в мире тем, что смогла сочетать духовность с развитием государства. В Бутане внедрены принципы духовности в очень практические социальные системы.
Кыргызстану есть много чему поучиться у Бутана. Это удивительная страна. По данным статистики, первые автомобили появились в Бутане только в 60-х годах, а сейчас в эту страну за опытом в области органического сельского хозяйства и опытом государства, деятельность которого основана на духовности, приезжает весь мир. Бутан славится тем, что он смог переплавить основополагающие принципы буддизма в так называемые индексы валового национального счастья. Они провели индексацию очень серьезных духовных принципов в нормальные социальные индексы, то есть, например, они измеряют свое счастье тем, что у них чистая экология, тем, что они психологически здоровые люди, тем, что у них матери не пропадают на работе сутками. Они считают, что истинное благосостояние не в том, что мать зарабатывает деньги, а в том, что она проводит время со своими детьми и ее дети психически здоровы.
Экономика не должна довлеть, ей отведена определенная часть жизни, но есть другие параметры, не чисто экономического счастья. Бутан переплавил экономически ориентированные критерии развития общества на духовные. Вот то, что у нас случайно сохранилась чистая экология — это ведь тоже часть нашего счастья...

- Все кричат, что промышленность разрушена, а это, выходит, сохранило нашу экологию.
- Конечно.

- А как конкретно духовные принципы работают в экономике Бутана?
- В Бутане есть Духовный совет по национальному счастью, в котором проходят экспертизу все инвестиционные проекты, любые внешние инициативы и внутренняя государственная политика. Если проекты или инициативы не соответствуют их принципам валового национального счастья, то они не проходят.

- Кто входит в этот Совет?
- Это монахи, которые имеют духовный сан и высокий общественный статус, это также просто люди, которые пользуются высоким авторитетом, как когда-то наши аксакалы в лучшем смысле этого слова.
Но самое главное — все члены этого Духовного совета не имеют никаких «левых» интересов. Они ни на что не претендуют — ни на власть, ни на ресурсы.

Вторая сторона — образование. В Бутане очень интересно построена система обучения. Ведь, сами понимаете, для того, чтобы повсеместно внедрить органическое сельское хозяйство, нужен определенный уровень сознания в обществе. В стране, ориентированной на экспорт сельскохозяйственной продукции или в урбанизированной стране, которая производит огромное количество сельскохозяйственной продукции, там выгода прежде всего, экология никого не волнует. Я поинтересовалась у бутанцев, как им удалось привить своему обществу принципы органического сельского хозяйства. Оказывается, начиная с садика и далее в школе дети воспитываются на ряде базовых принципов буддизма. Это альтруизм, умеренность, понимание того, что не надо иметь много, чтобы быть счастливым, забота об окружающей среде, осознание того, что место, где ты живешь, - это отражение тебя, уважение к старшим и так далее. Кстати, вы чувствуете, все это что-то очень знакомое? Таковы элементы и нашей традиционной культуры.

С самого раннего детства там прививаются эти принципы, потом идет начальное специфическое сельскохозяйственное образование, в котором они прививают уважительное отношение к труду и профессии фермера. У нас, например, колхозник уже давно непрестижная профессия. Мы только сейчас начинаем возвращать ценность фермерства. Когда сын мне несколько лет назад сказал, что он хочет быть чабаном, я внутренне встрепенулась, а потом подумала: «А что такого? Все предки у нас были чабанами». А сейчас я понимаю, что это большое счастье, что мой сын выбрал такую экологически чистую профессию. У них прививается органическое мировоззрение и экологически ориентированные знания. Там большая честь быть фермером. Потому что большинство населения занято сельским хозяйством. Очень духовные принципы они применяют в повседневной обычной жизни.
Удивительный народ. Его добродушие и открытость — это тоже один из принципов, на котором они строят свое развитие. Причем они не закрытый народ. В столице Бутана Тимпу все говорят на английском.

- Как там осуществляется власть государства?
- У них есть император. Он имеет очень высокий авторитет в обществе. Старший император, который ввел принципы валового национального счастья, умер года два назад. Его наследник проводит ту же политику. Исполнительная власть — это премьер-министр, профильные министерства. Есть там и оппозиция. В правительстве присутствуют женщины. Кисан Цом, которая занималась нами, замминистра сельского хозяйства. Блестяще образованная. Многие бутанцы получили образование на Западе. Но база, основа личности заложена с детства.

- А как у нас такое можно внедрить?
- Да, это важнейший вопрос. Восхищаться Бутаном — это одно, тем более за эти несколько дней я глубинно не изучила страну, но однозначно и очевидно, что это страна очень духовная, и определенные принципы духовности она на самом высоком правительственном уровне осуществляет. Это уникальный опыт для нас. Если поразмышлять по вопросу того, как у нас в Кыргызстане это можно сделать, то, наверное, можно сказать, что это вполне возможно.

Бутан был сравнительно закрытым, не сильно интегрированным в мировое сообщество. Страна полностью окружена горами, и хорошая коммуникация есть только с Индией. Возможно, это сыграло большую роль. Они как-бы законсервировались, и их духовность с их бытом и жизнью остались такими же, как и были. Но как эксперимент, как лаборатория она дала росток очень чистому продукту — духовно ориентированной модели управления. Их закрытость, на мой взгляд, позволила избежать соблазнов, типа, «джинсы, жвачка, поп-корн», у них не было такого процесса. Они все ходят в одинаковой одежде, примерно одинаковое жилье. Все очень скромно. Причем это не насильно, не навязывается грубо, как «равенство». Просто люди довольны тем, что у них есть.

- А какой у них уровень благосостояния?
- Уровень благосостояния и развития по западным меркам невысокий. Но вопрос не в том, что они какого-то конкретного уровня развития достигли по этим устаревшим меркам, вопрос в том, как они сделали большой скачок. Для нас интересна технология именно этого скачка. Стандарты экономического развития — это такая неоднозначная вещь. То, что мы называем общепринятым уровнем развития страны, имеет очень много побочных эффектов, начиная от социальных, экологических, вплоть до индивидуально-психологических проблем. Бутан, по моим предположениям, либо был закрыт, либо смог противостоять этим соблазнам благодаря своей духовности. У нас другой случай. Если в Кыргызстане родится такая духовно ориентированная модель, то она будет очень интересной. В отличие от Бутана мы были кочевниками и попадали под разные виды влияния, начиная от царской России, Советского Союза и заканчивая западным влиянием. То есть мы утеряли все, прошли через всё, переболели всеми соблазнами, от всех вирусов, от всякого рода «измов» и западных, и восточных, мы привиты. Это очень большой плюс для нас. Это наше преимущество. Нам нужно заново обрести то, что у нас когда-то было. Теперь стоит вопрос, на основе чего это делать. Религии у нас не прокатят. Мы не религиозная страна, и ни одна религиозная система у нас не сможет служить основанием такой модели.

- А что может? По каким признакам искать?
- Нужен такой носитель духовности, который может охватить без насилия, без давления, без навязывания, без всяких заскоков, большое количество населения. А это наша традиционная культура. Она не рождает большой резонанс и противоречия в обществе. Традиционная культура может стать хорошей базой для духовности. Религия — очень индивидуальная сфера, пусть потом человек сам индивидуально выбирает, в какой системе он хочет быть. Так сложилось, что Бутан — очень буддистская, плюс монахоориентрованная страна, поэтому там такой опыт. У нас это может сработать именно на основе традиционной культуры.

- Сельское хозяйство у нас пока органическое. Хотя и вынужденно. Если его поставить во главу развития, оно тоже может стать новой основой духовности?
- Абсолютно. Я не аграрий, но я поняла на этой конференции, что духовность человека обязательно отражается на отношении к земле, на том, каким способом зарабатывает человек. В мире многие страны более 50 процентов своей аграрной продукции экспортируют, в то же самое время у них дефицит таковой внутри страны, и остальные 50 процентов они импортируют дешевых, но неполезных продуктов. У нас то же самое происходит в отношениях с Китаем. Мы классную продукцию экспортируем, а завозим заведомо вредную. Если посмотреть реестр, то по сути этот одни и те же виды продукции. Зачем вывозить органические продукты, если их не хватает самим?

- Материальная выгода.
- Да. И это следующий важный момент той системы, которая существует на данный момент в мире, на которой наживаются только крупные трейдеры. Сейчас система взаимоотношений стран такова, что правит экономика гегемонии больших государств, и это система одурачивания малых народов и стран.
Если народ духовный, он также относится к тому, что он выращивает на своей земле, и к тому, что он употребляет в пищу. В духовной среде говорят: «Мы есть то, что мы едим». Я как-то координировала деятельность нескольких ученых в нашей Академии наук. Они проверяли содержание пестицидов в сельскохозяйственной продукции. У меня волосы дыбом встали, когда я увидела, что мы едим.

- Как вы думаете, какие шаги нужно сделать Кыргызстану, чтобы стать счастливым?
- Мне интересно, кто из наших ездил в Бутан? И размышляют ли они после поездки о нашей стране, о том, как её поднять? Вроде все кричат о духовности, о традиционной культуре, но почему мы никак не можем встать с колен и выйти на какой-то уровень. Во время этой поездки мы много размышляли с Айдаралиевым Искендером, что можно сделать в этом направлении, и пришли к выводу, что, во-первых, конечно, нужна концептуализация нашего духовного опыта. Во-вторых, это переведение такого опыта на язык современных знаний. Бутанцы при помощи специалистов из-за рубежа и своего Института на национальному счастью перевели эти духовные принципы в конкретные сферы деятельности — в политику, сельское хозяйство, образование, социальную сферу. Нам тоже надо начинать. Я уже говорила об их Духовном совете. У них огромную роль играют люди с духовным опытом и общепризнанные авторитеты. Только духовные люди способны на беспристрастное лидерство, им ничего не нужно взамен, у них нет корыстных мотиваций и амбиций. Наличие в обществе таких людей определяет способность общества выйти на другой уровень. Это люди, которые не заинтересованы в ресурсах, во власти, имеющие огромную духовную практику. Они сидят в сторонке и прорабатывают все важные для страны вопросы без какого-либо стремления к власти и должностям.

- А кто начал в Бутане весь этот процесс?
- За концепцией валового национального счастья стоял их император.

- К слову о роли личности в истории...
- Это была именно его личная инициатива. Он был просвещенный император, который склонял голову перед монахами, то есть он был управляем духовной когортой страны, он знал, что такое духовность и признавал духовные авторитеты, он жил в стране, где была и есть эта духовная элита. В результате они вместе создали эту модель. В память о нем сейчас каждый бутанец считает своим долгом жить по принципам валового национального счастья.
У нас вопрос концептуализации активно идет, сейчас очень много людей изучают, занимаются этим, прорабатывают аспекты. Но из уровня культуры на уровень социальных систем это никак не выходит. Этот процесс нужно обязательно форсировать в ближайшее время. В Бутане 10 принципов счастья. Точно также из нашей традиционной культуры надо вытаскивать основополагающие принципы, переплавлять их в очень прикладные понятия и вкраплять их в наши социальные системы — в политику, в экономику. Как мы это сможем — это вопрос открытый.

- Возможно ли у нас создать такой орган, который не будет иметь ни власти, ни доступа к ресурсам, а будет просто думать о стране.
- Этот орган в Бутане играет ключевую роль. Я подозреваю, что эта идея возникла у императора. Потом он позвал людей, которые за это могут ответить, и проработал с ними весь механизм. С институтом духовной элиты у нас, конечно, сложно. В более узком смысле это институт аксакалов, не замаранных, не заинтересованных во власти и деньгах. У нас есть люди, которых достала наша действительность и которые просто намыз учун хотят что-то сделать для страны. Пока реальна идея собрать вручную, штучно людей, которые не будут получать деньги, не будут иметь никаких привилегий и являются признанными общественными авторитетами.

- Сейчас каждая партия начнет орать, что именно она собирает таких людей.
- Вполне. Но основополагающий принцип — человек должен быть не замаран и не хочет быть «при делах». Понимаете, что еще в Бутане было важно, буддизм - это индивидуальная система духовного самосовершенствования, ведь это не глобальная коллективная идея. Это конкретно люди, которые каждый день медитируют и осуществляют другие духовные практики. Поэтому у них люди с очищенным эго и очень серьезным духовным потенциалом.

В нашем случае я не говорю о паранормальных мистических пророках, я говорю об очень нормальных практических людях, у которых обузданный разум и очищенное эго. Это люди, которые во многом реализовались и в то же время хотят что-то сделать. Это люди на другом уровне сознания, без честолюбивых амбиций и материальных интересов.

Иначе мы не выберемся. Сколько лет я наблюдаю за средой, в которой идут бурления по поводу традиционной культуры. Конгломераты, инициативы, организации возникают, исчезают и снова появляются один за другим. Причина одна — нет нормально мотивированных людей. Крики о духовности и разговоры о ней — это не есть практическая духовность. В общественной среде из тех, кто предлагают свои патриотические услуги, есть разные категории людей. Одни ставят духовность как предмет своей деятельности, они кричат о духовности, они много говорят о ней, но в конечном итоге мотивация одна — получить от этой духовности какие-нибудь дивиденды — куда-то пробраться, чего-то достигнуть, да в конце концов просто самореализоваться, другая группа — это люди которые работают над собой, проходят очень сложный путь духовности, личностного роста. Работа над собой — это страшно тяжелая вещь. Когда у тебя семья, надо зарабатывать, крутиться в жизни, и при этом ты стараешься быть этичным, морально-нравственным, чистым человеком, ты веришь, что есть высшие стандарты и высшая цель человеческого существования. Есть такие люди, которые живут обычной жизнью, кто-то на базаре, кто-то в офисе. Но они живут нравственно. Поскольку в обществе нет сейчас мощной общественной силы в этом направлении, то каждый из них вносит свою лепту в развитие страны. Самая простая уборщица, если она правильно воспитывает своих детей, если она живет правильно, не кричит на каждом заборе, что хочет спасти Кыргызстан, но спасает себя, своего ребенка, свою семью, строит вокруг себя прекрасное человеческое окружение - это и есть те самые герои в простой жизни. Есть профессионалы, которые не разбогатели на взятках, живут с чистой совестью и на своих местах приносят пользу, третья категория - касиетту адамдар, а такие, действительно, есть у нас. Они не ушли в дебри сомнительных мистических дел, но обладают духовностью и знают, что за все в этой жизни есть ответ. Есть и патриоты, которые не отличаются супердуховностью, но несут в себе сильные социальные альтруистические мотивы. У меня есть такие знакомые, в них встроена боль за свою Родину. Возможно, они тоже потенциал. Настало время, когда нужно как-то прошерстить Кыргызстан в поисках таких людей и бросить клич всем, кто что-то может предложить стране, но они будут знать, что взамен они ничего не получат. Именно такие люди могут стать авторитетами, которых будет поддерживать весь народ, а значит и те, кто приходят во власть и должны служить народу. Вопрос духовного авторитета в нашей стране стоит очень остро. Счастья можно достигнуть, но одного ингридиента на сегодня не хватает - конгломерата патриотов, которые не имеют корыстных мотиваций. Вот такие люди еще могут помочь стране.

Еще раз подчеркну — это не те, кто орут на всех углах о духовности.
А концептуальная сторона — это параллельный процесс. Сейчас много людей, которые являются носителями этой концепции, но им надо отойти от личных интерпретаций и почистить свои мотивации, и собраться наконец-то в кучу хотя бы из национального самолюбия, объединиться и выработать, скажем, десять базовых принципов, которые можно внедрить во все системы. Например, в сельском хозяйстве это любовь к природе, к земле, в бизнесе — честность... И не надо насаждать это как идеологию, это не работает. Наука доказывает, что скачки в сознании людей не происходят от того, что где-то что-то продекларировано или кинуто в общество какой-то партией. Это работает только на практике. Поэтому основной наш потенциал — дети, которым все эти принципы в прикладном виде надо давать с самого маленького возраста через нашу традиционную культуру, нашу мифологию, наши ритуалы и так далее и через конкретные акции, которыми живут наши дети.

Вопрос подрастающего поколения очень остро стоит. Мы никак не можем привести в норму уже выросшее поколение, а между тем детей мы уже упускаем. Мы отдаем их непонятно в какие системы образования. Часть — это очень крупные сетевые организации, агенты влияния. Другая часть — это западно ориентированная манкуртизированная система. И третья часть — наша ужасная, почти разрушенная система постсоветского образования.

Как следствие, какими станут наши дети? Мы должны быть ориентированы на то, чтобы воспитать духовное поколение. Бутан это смог. Они, во-первых, сохранили идеи буддизма. А во-вторых, ввели идею валового национального счастья. У них идет формирование индивидуума, который, повзрослев, не будет уничтожать все аспекты общественной жизни. А у нас личность как таковая разрушена. Мы сейчас сломанных - переломанных пытаемся собрать, а вот воспроизведение не сломанных у нас не налажено. А ведь дети рождаются сейчас с новыми энергетическими способностями, у них сейчас возможности просто фантастические. Для Кыргызстана работа с детьми — это момент икс.

- Скажите, а воля власти нужна, учитывая, что наша власть в основном всегда ухудшала жизнь простого человека.
- В Бутане начальным импульсом стало намерение императора. Кто у нас должен это сделать? Остается два варианта: либо это должна быть какая-то группа людей, которая в микрокосме, лабораторным способом выбросит это в общество в надежде, что к этой идее, как магнит, притянет остальных людей, или что-то должно случиться с нашими людьми наверху, чтоб они добровольно дали пространство и шанс, чтобы такое движение развернулось и хотя бы этим поступком вошли в историю.

В любом случае надо собраться вместе и на индивидуальном уровне работать над собой. Сейчас многие традиционную культуру превращают в некий очень привлекательный продукт для рынка, начиная от бизнеса, заканчивая общественной деятельностью, темой для работы. Но это тоже естественная тенденция. Нам из этого культурного уровня надо выходить на что-то коллективное и более идеологическое. Знаете, на этой конференции были люди из многих стран, они с грустью понимали, что у них в стране это практически уже невозможно сделать. А у нас это возможно.
Кыргызстан может эту модель реализовать, нас сама история к этому сподвигает.

Для справки:
В королевском правительстве Бутана работают 10 министерств для достижения целей валового национального счастья.
- Министерство сельского хозяйства
- Министерство экономики
- Министерство образования
- Министерство финансов
- Министерство иностранных дел
- Министерство здравоохранения
- Министерство дома и культуры (Ministry of Home and Cultural Affairs)
- Министерство информации и коммуникации
- Министерство труда и человеческих ресурсов
- Министерство работы и населенных пунктов (Ministry of Works and Human Settlement)

Эво Моралес — Концепция Хорошей жизни

Концепция “Хорошей жизни” – точка зрения Боливии
Делегация Боливии в ООН

Мы должны жить просто, чтобы другие могли просто жить.
- Махатма Ганди
Богат не тот, у кого больше, а тот, кому нужно меньше.
— Пословица индейцев-сапотек (Мексика)

(Статья распространена делегацией Боливии на английском языке в ООН , в апреле 2010 г. (с) Перевод В. Постникова, 2010 )

Мы страдаем от изменений климата, от энергетического и финансового кризисов, от нехватки продуктов питания. В этом виноваты не люди, а существующая капиталистическая система, с ее необузданным индустриальным развитием. Она поддерживается горсткой людей, контролирующих власть и прибравших к рукам все богатство планеты. Концентрация капитала в руках отдельных людей — это не решение для человечества, или вообще для жизни на планете; она ведет к гибели в результате перемен климата, интервенций и войн, голода, бедности и болезней. Эта система несет с собой эгоизм, индивидуализм, сепаратизм, жажду прибыли, поиск удовольствий и роскоши, препятствуя тем самым братству среди человеческих существ. Она отрицательно влияет не только на людей, но и на природу и планету в целом. А когда люди самоорганизуются, поднимаются против угнетения, эти небольшие группки прибегают к насилию, оружию, и даже военному вмешательству в другие страны.

«Жить хорошо», а не «жить лучше других»
Сталкиваясь с такой диспропорцией и концентрацией богатства в мире, с войнами и голодом, Боливия предлагает концепцию «Хорошей жизни» не как способ улучшения жизни за счет других, но как идею Хорошей жизни, основанной на совместном опыте людей. По словам президента Республики Боливия, Эво Моралеса Айма, концепция Хорошей жизни означает коллективную жизнь, братство людей, и в особенности, взаимодополнение другa друга без эксплуатации, без отверженных, без униженных или тех, кто унижает. Ложь, воровство, разрушение природы возможно позволит нам «жить лучше других», но это не значит, что мы будем «жить хорошо». Напротив, концепция Хорошей жизни означает, что люди должны дополнять друг друга, а не соревноваться, они должны делиться, не искать для себя преимуществ, должны жить в гармонии с другими людьми и природой. Это основа для спасения природы, самой жизни и человечества, это основа для борьбы против индивидуалистического, весьма агрессивного, расистского меньшинства. «Хорошо жить» не то же самое, что «жить лучше других», поскольку чтобы жить лучше других надо эксплуатировать других, вступать в серьезную конкуренцию, концентрировать богатство в отдельных руках. Стремление «жить лучше других» эгоистично, и ведет к апатии, индивидуализму. Некоторые хотят жить лучше, в то время как большинство продолжают бедное существование. Но равнодушие к другим жизням означает изоляцию своей собственной жизни.

Принцип «Хорошей жизни» направлен против роскоши, изобилия и трат, он противостоит потребительству. В некоторых северных странах, в больших городах, люди покупают одежду и выбрасывают ее после первого же ношения. Безразличие к другим отражается в олигархиях, родовой знати, аристократии, элитах, которые ищут возможности жить лучше за счет других.

Мы не говорим : «Я забочусь только о себе»
В рамках концепции Хорошей жизни, индивидуум — не главное. Главное — сообщество, в котором живут все семьи. Мы такая же часть сообщества, как лист — часть дерева. Мы не говорим: Я буду заботиться только о себе, мне нет дела до сообщества. Это также абсурдно, как если бы лист сказал дереву: мне до тебя нет дела; я забочусь только о себе. Это нелепо. Мы все обладаем ценностью, у каждого есть свое место, обязанности, задачи. Мы все нуждаемся в других. Дополняя друг друга, организуя общее богатство, взаимную поддержку, сообщество развивается без разрушения человека и природы.

Работа — это счастье
Не работая и эксплуатируя своих соседей, мы, возможно, сможем «жить лучше других», но будем ли жить хорошо? Когда человек живет хорошо, работа для него счастье. Работа для него означает взросление, подключение к магической репродуктивности жизни. Это такое же естественное состояние как дыхание или ходьба. В рамках концепции «Хорошей жизни», работа – это всеобщее занятие, для каждого и всех, для ребенка и для дедушки. Это занятие для мужчин, женщин и даже самой природы. Среди нас, индейцев, нет тех, кто живет за счет других. Накопление частной собственности неизвестно природе и ненужно. Общественная собственность заполнит все хранилища. В наших сообществах мы не стремимся жить лучше других, мы не хотим, чтобы кто-то жил лучше, чем остальные. Мы против развития, которое направлено на то, чтобы «жить лучше», а все программы развития, выполняемые разными государствами и правительствами, начиная с церкви, призывали нас к тому, чтобы «жить лучше».

[Экономическое] развитие зависит от постоянно растущего использования энергии, прежде всего нефти. Нас постоянно пытаются заверить, что развитие – это спасение человечества, и что только оно поможет нам жить лучше, и что без нефти нет развития. Для нас, с нефтью или без, устойчивое или неустойчивое развитие является главной причиной несправедливости в природе и среди людей.

Развитие может привести к катастрофе
Таким образом, принцип «Хорошей жизни» противостоит капиталистическому развитию и идет дальше социализма. Для капитализма, самое важное – деньги, прибыль. Для социализма, самое важное — удовлетворить постоянно растущие потребности человека, как материальные, так и духовные. Для «Хорошей жизни», ни человек, ни деньги не главное. Главное – жизнь. Но капитализм равнодушен к жизни, а обеим моделям развития – капиталистической и социалистической – нужен быстрый экономический рост, ведущий к затратам энергии и постоянному использованию ископаемого топлива для поддержания этого роста. Поэтому развитие оказалось ошибкой, что подтвердил экологический кризис и тяжелые климатические изменения. Именно экономическое развитие является главной причиной глобального кризиса и разрушения планеты, именно усиленная индустриализация стран, приверженность консьюмеризму и безответственная эксплуатация людей и природных ресурсов — главные причины наших бед. Индустриализация и консьюмеризм западной цивилизации угрожает существованию природы и выживаемости планеты в такой степени, что значительная часть человечества может погибнуть из-за нехватки ресурсов и невозможности их восстановления в обозримом будущем.

Принцип «Хорошей жизни» и глобальный кризис
Перечислим самые большие мировые кризисы: • Экспоненциальный рост антропогенных климатических перемен в глобальном масштабе; • Нехватка питьевой воды, повышенный расход энергии и понижение уровня грунтовых вод в результате урбанизации и индустриализации; • Кризис в производстве продуктов питания из-за климатических перемен и растущего производства биотоплива; • Приближающийся конец эры дешевого топлива (мы находимся на пике производства нефти). • В течение последующих 100 лет мы исчерпаем запасы ископаемого топлива, накопленного за миллионы лет, что приведет к драматическим переменам в функционировании общества; • Существенное истощение других ключевых ресурсов, необходимых для промышленности и благосостояния людей, такие как питьевая вода, генетическое разнообразие, леса, моря, дикая природа, плодородная почва, коралловые рифы, и большинство локальных, региональных и глобальных ресурсов, принадлежащих всем людям в равной степени. Указанные опасные тенденции могут вскоре привести к необратимости глобального кризиса и разрушению основных экономических и социальных структур в обществе.

На пороге катастрофических изменений
Климатический хаос и глобальное потепление угрожают потерей плодородных земель, разрушениями инфраструктуры из-за ураганов и наводнений, опустыниванием сельхозугодий, и общей экономической и социальной трагедией, которая растянется на многие годы в будущее, в особенности тяжелыми последствиями для бедных стран и народов. Без нахождения альтернативных источников энергии, которые могут заменить дорогую нефть и газ в потребляемых сегодня объемах (учитывая новые свидетельства окончания запасов угля), окончание нефти ставит под вопрос выживание индустриальных стран и самого индустриализма в нынешних масштабах. Транспортные системы, производство продуктов питания, сложные городские и пригородные инфраструктуры, и товары, обеспечивающие существующий уровень жизни — машины, пластмассы, химические производства, пестициды, холодильники и т.п.— все это зиждется на предположении о бесконечном потреблении энергии. Другие исчезающие источники — питьевая вода, лес, плодородные земли, биоразнообразие, — быстро уменьшаются из-за перепроизводства в индустриальных странах, потребляющих на 30 % больше того, что Земля может восстановить; это приводит к тому, что выживание человечества и других видов становится проблематичным. В ближайшие несколько десятилетий возможна утрата до 50% биологических видов.

Поэтому экологические, социальные и экономические системы находятся на пороге катастрофических перемен, и очень немногие готовы к ним. Усилия, предпринимаемые правительствами, совершенно неадекватны, а усилия, предпринимаемые корпорациями и промышленностью по реформированию своих организаций, остаются внутри структурных границ, требующих непрерывного роста и прибыли в ущерб другим критериям.

«Хорошая жизнь» против глобального кризиса
Все проблемы глобального кризиса имеют одинаковую структурную основу, и должны решаться с помощью одних и тех же структурных изменений. Решение одной проблемы – это решение всех остальных. Все новые модели должны строится на признании того, что у Земли существуют фундаментальные пределы для поддержания человечества. В рамках этих пределов должны разрабатываться новые стандарты универсальной экономической достаточности и концепция «Хорошей жизни», которая не строится на чрезмерном использования ресурсов. Разработка концепции Хорошей жизни для противодействия глобальному кризису, климатическим переменам и истощению ресурсов, означает конец консьюмеризму, отходам и роскоши, это достижение глобального экономического “снижения мощности” до такого уровня производства и потребления, которые находятся в рамках экологических возможностей Земли. Это также означает экономию энергии, остановку всех энергосистем на ископаемом топливе, и отказ от их замещения крупномасштабными «альтернативными» энергосистемами для поддержания роста индустриальной системы. Эти энергосистемы включают в себя ядерную энергетику, “чистый” уголь, промышленное биотопливо, и сжигание опасных муниципальных отходов, кроме всего прочего. В равной степени необходимо резко усилить экономию и эффективное использование энергии, т.е. снижать мощность, уменьшать личное потребление в индустриально-развитых странах, и пересмотреть правила экономической деятельности, торговли, инвестиций, и законов. Также важно изменить социальные нормы (транспорт, производство, сельское хозяйство, энергетика, строительство, проектирование и т.п.). Наша зависимость от экспорта, огромный парк машин и транспортировка на дальние расстояния, глобальные рынки, не могут поддерживаться конечными размерами планеты.

Местное производство и местное потребление
Для того, чтобы приспособиться к реальности пост-углеродной эпохи, мы должны удовлетворить наши фундаментальные потребности в еде, крыше над головой, энергетике, производстве и инструментах, исходя из возможностей локальных систем и ресурсов. Это значит надо развивать региональную и местную самодостаточность, устойчивость и самоуправление; экономическую локализацию и общественный суверенитет, местное производство для местного потребления, использование местной рабочей силы и местных материалов. Таким образом, принцип Хорошей жизни означает, что мы должны перепроектировать городскую среду и пригородную зону, провести реституцию местной, региональной и государственной коллективной собственности, сделать быстрый переход к маломощным возобновляемым источникам, которые должны быть сориентированы на местное потребление и также принадлежать местной общине и не нарушать природный баланс.

Принцип Хорошей жизни также означает проведение реконструкции сельской среды и возрождение сельских сообществ путем аграрной реформы, обучению микро-аграрным методам, основанным на культурных и общественных традициях, богатстве сообществ, плодородии земли, чистых водных источниках и чистом воздухе. Все эти подходы уже имеют место ввиду неизбежной де-индустриализации сельского хозяйства по мере истощения дешевых энергетических ресурсов. Более того, Хорошая жизнь означает, что триллионы, предназначенные для войны, должны быть перенесены на залечивание ран Земли.

Меньше будет значить больше
Наше предложение принципа «Хорошей жизни» направлено на гармонизацию человека и природы и сохранение «природного капитала» в качестве приоритетной политики. Защита и сохранение равновесия в мире природы, со всеми живыми существами, — главная цель нашего предложения, поскольку мать-природа имеет свои неотъемлемые права на существование в здоровых условиях. «Хорошая жизнь» означает также отсоединение от телевизоров и Интернета и подключение к сообществу. Она означает проведение не менее 4-х часов в день с семьей, друзьями и сообществом (4 часа проводит усредненный человек перед телевизором, смотря рекламу). Проведение времени в братском сообществе укрепляет сообщество и делает его источником социальной поддержки, источником безопасности и радости.

Для современного общества, приученного к тому, что «хорошая жизнь» означает сверхпотребление, новая стратегия будет означать экономию ресурсов, более скромные стандарты жизни, и совершенствование личности. Ограничение поездок на автомобиле, ходьба пешком – благоприятны не только для климата, планеты, но и для нашего здоровья. Меньше покупок означает меньшее загрязнение, меньше отходов, меньше времени, проводимого в магазинах. Меньший стресс, больше времени с семьей, друзьями, природой, больше творчества, отдыха и досуга, т.е. тех занятий, для которых у современных людей мало времени. Для современных обществ, в которых доминирует потребление, меньше будет означает больше. Придерживаться принципов Хорошей жизни значит иметь достаточно еды, хороший дом, одежду, хорошее здоровье, быть тесно связанным с сообществом; иметь надежную семью; полную смысла жизнь; и легкий доступ к чистой и процветающей природе.

Мы – часть матери-природы
В этом контексте, принцип Хорошей жизни означает независимое коллективное проживание в гармонии с природой, где можно спокойно работать для наших семей и общества, делиться общим, петь, танцевать. Это означает жить скромно, уменьшать зависимость от потребления и поддерживать сбалансированное производство. Вместо того, чтобы ослаблять Землю, разрушать природу и в ближайшие 30-50 лет исчерпать газ, нефть, железо, олово, литий и другие невозобновляемые природные ресурсы, требуемые для «лучшей жизни», принцип «Хорошей жизни» гарантирует нашим детям, их детям, и тем, кто придет после них, сохранение нашей планеты и пользование нашими камнями, киноа, картофелем, маниоком, нашими бобовыми, кукурузой, красным деревом, кокосом и кокой.

При разработке принципа Хорошей жизни, мы учитываем, что наше экономическое и духовное здоровье напрямую связано с глубоким почитанием матери-земли и уважительным использованием ее богатств. Единственной альтернативой глобального кризиса, единственным его решением должно быть признание того, что человеческие существа – часть матери-природы, что нам жизненно важно восстановить взаимоотношения, обоюдное уважение и гармонию.

Развитие сообществ через творчество и коллективные действия
Для того, чтобы новый опыт борьбы с глобальным кризисом, новая концепция Хорошей жизни были успешными, необходимо усилить борьбу на местном и международном уровнях. Мы должны последовать за примером миллионов, не ожидая официального признания глобального кризиса, мы должны последовать за примером бессчетного числа людей и сообществ по всей планете, которые полны творчества, энтузиазма и которые совместно пытаются творчески усовершенствовать жизнь на местном, коммунальном и региональном уровнях, как в городах, так и селах.

С помощью инициатив наших сообществ, а также правительств, поддерживающих принцип Хорошей жизни, широко объединяя различные силы и социальные движения, мы должны пробудить энергию сообществ, которая является главным источником преобразования общества и воплощения принципа Хорошей жизни. Мы должны последовать за примером этих людей, чтобы САМИМ перестроить наши сообщества и наши страны, нашими собственными руками, нашими сердцами и умами, взять на себя ответственность за построение Хорошей жизни для всех, в границах, установленных природой. Мы не можем полагаться только на правительства и международные договора для разрешения наших проблем.

Снижение мощности
С помощью инициатив наших сообществ, а также правительств, поддерживающих принцип Хорошей жизни, давайте возрождать гармоническую жизнь наших предков, укреплять наш образ жизни, своеобразие и духовность наших сообществ. Давайте начнем организовывать нашу продуктивную и общественную жизнь в сельской местности и городских кварталах, пусть наше образование начнет работать, наши средства связи и здравоохранение, давайте построим школы и дороги, разрешим между собой все внутренние разногласия в отношении земли, территории, воды, леса и т.д.

Давайте построим сообща концепцию Хорошей жизни и суверенитет наших сообществ на основе равновесия природы и человека, возродим наши связи, будем уважать права и взгляды каждого при принятии решений, будем свободно определять свои цели, нашу форму организации, будем проводить сообща планирование сообществ, выбирать ответственных лиц, будем пользоваться нашим собственным знанием и нести полную ответственность за его применение.
Чтобы начать «снижение мощности», мы должны значительно снизить потребление энергии: меньше ездить на машинах, меньше летать, выключать свет, покупать местную по сезону еду, одевать свитер вместо повышения температуры в комнатах, использовать полотенце вместо электрической сушилки, проводить отпуск вблизи дома, покупать вещи из секондхэнда, обмениваться вещами и заниматься переработкой.

Мы можем также начать внедрять культуру Нулевых отходов (Zero Waste) дома, школе, на рабочем месте, в церкви. Это значит развить у себя новые привычки, такие как использование обеих сторон бумаги, носить с собой кружки и сумки, делать компост из остатков еды, избегать бутилированной воды и других продуктов в чрезмерной упаковке, заниматься ремонтом и починкой вместо покупки новых вещей…

Наше здоровье, образование, общение
С помощью инициатив наших сообществ, а также правительств, поддерживающих принцип Хорошей жизни, давайте начнем воплощать систему здоровья, которая в прошлом всегда поддерживала нас здоровыми, а именно будем рассматривать здоровье сообщества таким же важным, как и здоровье нашего тела, а здоровую пищу, свободную от химикатов, как наше лекарство. В противовес растущим манипуляциям корпораций, давайте создадим производство здоровой домашней еды. Давайте предотвращать болезни вместо того, чтобы искать против них лекарства, и использовать нашу природную медицину, которая не будет приводить к новым болезням в результате лечения. Давайте займемся нашим собственным образованием и нашим общением, и будем учить детей, как жить в сообществе, т.е. учится в сообществе тому, как создавать коллективную энергию, поскольку мы не можем жить отдельно от сообщества. Кроме обучения, давайте наладим общение между собой; укрепим истинное общение между детьми и родителями, между учениками и учителями.

Давайте защитим наши семена
Давайте защитим женщин – традиционно охранявших семена и готовивших нам еду, хранительниц природного разнообразия и местных продуктов для наших семей, без которых невозможно деторождение, воспитание детей, забота о сельской природе, семенах, водных источниках, деревьях и других ресурсах, и чье искусство земледелия является неотъемлемой частью коллективной жизни в гармонии с природой.
Мы решим всемирную проблему голода не с помощью трансгенных семян производимых агропромышленностью, а отобрав богатые земли предков у крупных транснациональных корпораций, которые возвели вокруг себя забор из интеллектуальной собственности, патентов на использования трансгенных семян для якобы увеличения продуктивности. Давайте защищать жизнь коренного населения, которая построена на цикле взращивания семян и не зависит от импорта. Давайте практиковать маломасштабное производство, которое будет экономить природные ресурсы для будущих поколений, и даст нам здоровую и разнообразную пищу.
Давайте построим принцип Хорошей жизни на тех технологиях, которые сами выберем, которые недороги и которыми можно управлять и которые можно обслуживать, исходя из средств сообщества. Мы сами построим курсы по обслуживанию технологий, и будем их совершенствовать с привлечением профессионалов — тех, которые поддерживают сообщества, людей и уважают процесс реорганизации общества.

Для укрепления всех наших дел…
Принцип Хорошей жизни означает возвращение плодородия планете, восстановление лесов, скромную жизнь на земле в сообществах или семейных фермах, сохранение деревьев и гармонического разнообразия видов; а значит дает нам шанс справиться с проблемой выживания. Приняв этические и моральные ценности нашей культуры, мы сможем превратить новое тысячелетие в тысячелетие жизни, а не войн, устойчивое тысячелетие Хорошей жизни. Вместе мы построим культуру терпимости, культуру диалога и фундаментальную Культуру жизни, образ жизни, который не зависит от использования невозобновляемых источников энергии, но основан на гармонических отношениях человека и природы.
Для совершенствования методов, ведущих нас к Хорошей жизни, мы открываем широкое обсуждение нашего предложения для выработки общего подхода, способного привести нас к фундаментальным переменам.


Видео

В этом 20-минутном анимированном документальном видеофильме Анни Леонард расскажет об основных этапах модели жизненного цикла потребительских вещей: заготовке материалов, производстве товаров, их продаже, потреблении и утилизации. В повествовании будут освещены "темные стороны" данной модели, будет рассказано об их связях друг с другом, и их влиянии на человека, общество и нашу планету в целом.

Когда разумность вытесняется алчностью, возникают безумные идеи, иногда оказывающие влияние даже на социум. Когда-то некие хитрецы решили производить менее качественные товары, чтобы они быстрее ломались и заменялись новыми...

Ещё один фильм на тему бессмысленного, отупляющего потребления. "Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным" Виктор Папанек